170023, г. Тверь, ул. Ржевская, д. 4
E-mail: GDB-2@yandex.ru

Решаем вместе
Есть вопрос?


Волшебный песок - как помощь при развитии чувствительности и моторики рук

№11 (188) ноябрь-декабрь, 2018

Могут ли интересные игры помочь ребенку лучше узнать окружающий мир? Как движение пальцев рук может помочь в развитии внимания и речи? И как с помощью увлекательных занятий приобрести друзей?

Занятие ведет медицинский психолог Центра детской неврологии и медицинской реабилитации КДБ№2 Светлана Воронова и зав. Центром ДН и МР, главный детский невролог Галина Зуева.

Всем хорошо известно, как дети любят играть с песком. Они могут часами копошиться в песочнице или на берегу реки, моря, перемешивают песок, набирают его в формочки и ведерки, делают огромные крепости и замки, и даже закапываются в него сами.

Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы

Сегодня игры с песком становятся все более популярными как в психолого-педагогической, так и в коррекционно-развивающей практике. С помощью игр с песком решаются самые сложные коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

Занятия песочной терапией помогают: развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность; нормализовать мышечный тонус; развить внимание, воображение, память и мышление; стимулировать коммуникативные навыки; снимать напряжение и стресс, стабилизировать эмоциональное состояние детей; лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения.

Имеются противопоказания к данному виду занятий: это пылевые аллергические реакции; болезни лёгких; заболевания кожи в области рук в стадии обострения и травмы кистей рук.

Сегодня мы с вами поговорим именно о развитии мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Значение мелкой моторики очень велико, ведь она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? В настоящее время существует научно-подтвержденный факт, что от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, которые отвечают за речь. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.

Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние, которые и отвечают за развитие речи.

Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять  разнообразные бытовые и учебные действия: одеваться, держать ложку, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, держать карандаш, рисовать и писать. А это показатель готовности ребенка к школьному обучению.

Дошкольник с низким уровнем развития мелкой моторики будет быстрее утомляться, его внимание быстро рассеивается, ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому необходимо правильно и методически развивать движение пальцев и кисти рук, и эту работу нужно начинать с раннего возраста.

С помощью тактильных (осязательных) ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. С помощью тактильного восприятия у ребенка складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.

И именно в песочнице мы можем создать дополнительный акцент на развитие тактильной чувствительности  и мелкой моторики у ребенка.

Как правило, для песочной терапии используется деревянный ящик. Габариты ящика должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Ящик может быть с подсветкой или без нее.

Ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь. Можно использовать речной, морской, кварцевый песок, или очень популярный сегодня – кинетический, который может быть цветным.

Расскажем о нескольких упражнениях, которые особенно часто и плодотворно использую в своей практике.

Упражнения с сыпучим песком

«Узоры на песке»: Просим ребенка поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как машинки, как лыжи, как змейки. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница.

«Водопад»: Просим ребенка набрать песок в ладоши и высыпать его тонкой струйкой, проговаривая ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой - лодочкой, затем обеими сразу.

«Где наши ручки?»: Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задаются вопросы «куда подевались наши  ручки?, «Вот они ручки!».

«Пальчики здороваются»: Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем насыпать песок на пальчик, а ребенок должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с ним. Тоже самое делаем на тыльной стороне ладошки.

«Заинька»: Прыгают зайчики: указательный и средний пальчик легко стучат по поверхности песка, оставляя свои отпечатки. (5.1)

«Паучки»: Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых.

«Мишки»: Идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке, оставляя на нем следы.

«Змейка»: А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.

«Отпечатки»: На ровной поверхности песка ребенок оставляет оттиски своих рук, сначала просто прижимает ладонь к песку, а затем делает это тыльной стороной ладони. При этом просим, что бы ребенок проговаривал, что он в данный момент ощущает. Можно задать ребенку наводящие вопросы: «Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях от прикосновений тыльной стороной ладони?». Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или неприятные.

«Волшебные узоры»: Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных.

«Дождик»: Предлагаем детям устроить ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладони, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, формочки или детское ведерко.

«Сокровища пиратов»: В песок прячутся сокровища, которые ребенок должен отыскать (бусины, ракушки, пуговицы, камушки и т.д.). Они могут быть различными по размеру и текстуре.

«Пейзаж»: Предлагаем ребенку нарисовать пейзаж, деревья, солнце, море, растения и животных. Дополнительно можно использовать натуральные предметы (мох, веточки, шишки).

«Рыбалка»: Предлагаем детям устроить рыбалку. Для этого в песочнице раскладываются рыбки из магнитного набора «Рыбалка». Ребенку необходимо выловить рыбок с помощью удочки. Сначала правой, потом левой рукой, а затем обеими руками сразу.

Упражнения с кинетическим песком:


 «Необыкновенные следы»: Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

«Больше-меньше»: Строим башни из песка (можно также строить куличики, формировать шарики разных размеров) и раскладываем их по величине.

«Гусеницы»: Лепим несколько гусениц из песка и определяем, какая длиннее, какая короче. И расставляем их по мере возрастания.

 «Фигуры»: Лепим разные фигуры и называем их. Можно так: мама слепила круг, а затем малыш лепит круг и называет. Далее также с треугольником, квадратом, овалом, прямоугольником. Можно использовать формочки.

«Пирожки»: Лепим из песка пирожки, зовем гостей – считаем, сколько пришло зверюшек в гости и сколько у нас пирожных. Думаем – хватит ли на всех или нужно приготовить еще?

«Клад»: Детям очень нравится играть в «прятки» с кинетическим песком. Просим детишек отвернуться, прячем в песке маленькие игрушки, после чего просим малышей найти их в глубинах песка.

 «Готовим кушать»: Кинетический песок – идеально подходит для ролевых игр в повара. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам, «разливать» по кружечкам.

 «Горка»: Формируем из кинетического песка гору, вдоль стен которой делаем неширокие «дорожки» для маленьких мячиков. После чего можно скатывать небольшие шарики по этим спускам. Еще одна интересная игра - звери ходят по дорожкам или машинка съезжает с горки.

«Забавные рожицы»: Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать лица, животных.

Играйте, лепите, развивайтесь вместе с вашими детьми! Игра объединяет вас, позволяет улучшить контакт, получить удивительные эмоции от нее и от общения друг с другом!

Удачи Вам и Вашим детям!

Полезные сайты

Государственное бюджетное учреждение
здравоохранения Тверской области
«Клиническая детская больница №2»

170023, г. Тверь, ул. Ржевская, д. 4

E-mail: GDB-2@yandex.ru