170023, г. Тверь, ул. Ржевская, д. 4
E-mail: GDB-2@yandex.ru

Решаем вместе
Есть вопрос?


Психологические особенности взаимоотношений супругов, воспитывающих особенных детей

№10 (187) ноябрь, 2018

Уважаемые читатели и читательницы, мамы и папы, воспитывающие детей с нарушением развития, «особых детей», мы продолжаем занятие в «Школе мам» на тему:

«Психологические особенности взаимоотношений супругов, воспитывающих особенных детей»

Занятие для родителей ведёт педагог психолог ГБУ «Тверской КЦСОН» Ольга Рахманина и зав. Центром ДН и МР Галина Зуева.

Хотелось бы сегодня поговорить о том, какие происходят изменения в жизни семьи, которая воспитывает детей с отклонениями в развитии. После рождения такого ребенка всегда происходят психологические изменения.  Особая нагрузка в этот период ложится на мать - она попадает в длительный сильнейший стресс. Не знает что делать, как поступить, как жить дальше… Стресс матери отражается, прежде всего, на взаимоотношениях с отцом малыша. Депрессивное настроение, раздражительность, постоянное беспокойство матери за здоровье малыша, формируют у супруга чувство эмоционального дискомфорта. Если отношения в паре были и так без хорошего взаимопонимания, то появление ребенка с нарушениями в развитии только усиливает скрытый внутренний конфликт и проявляет негатив взаимоотношений. В данной ситуации неизбежны взаимные обвинения в рождении больного ребенка.  Все это приводит к распаду семьи.  И вот: семьи нет, поддержки и помощи нет, мама остается одна с ребенком. А проблемы никуда не делись, с ними нужно все равно справляться. Только сделать это одной гораздо сложнее, чем вдвоем. Кому лучше? Маме, лишенной любви, заботы и понимания близкого мужчины? Или ребенку со всегда уставшей и плачущей мамой?

Помимо этого эмоциональная напряженность мамы неблагоприятно влияет и на взаимоотношения с ребенком. Зачастую мама ребенка с отклонениями в развитии скованна, редко улыбается, напряжена, нервна в общении с малышом. И он, в этом случае, тоже стает нервным, легко возбудимым. Ведь ребенок окружающий мир воспринимает внутренними ощущениями: «Если мама тревожится, значит что-то плохое происходит вокруг, значит нужно бояться и мне… И значит мама всегда должна быть рядом». Он требует к себе постоянного и пристального внимания. А как он может показать маме свои чувства? Только плачем, плохим сном, капризами, истериками.  Он не отпускает мать от себя ни на минуту. Но и в присутствии мамы не успокаивается, а ведет себя возбужденно еще больше, так как у него тоже формируется патологическая психологическая эмоциональная неустойчивость. Это ведет к формированию болезненной привязанности и зависимости «мать – ребенок».

Поэтому мама ребенка должна найти в себе силы, сохранять спокойствие. Она должна быть активным и незаменимым помощником малышу. И тогда в семье создается благоприятная атмосфера, в которой возможно развитие данного ребенка и успешная компенсация его дефектов.

Часто бывает так, что  матери «особых детей» воспитывают их в одиночку, потому что папы не выдерживают трудностей и уходят из семьи. Причем, как правило, большинство разводов происходит как раз в первый год жизни малыша. Именно поэтому такой семье особенно важно продержаться этот год. Дальше будет проще.

   Ответственность за сохранение семьи большей частью лежит на женщине. Поэтому, как бы тяжело ни было маме узнать, что с ее ребенком что-то не так, она все же не должна забывать, что у ребенка есть папа и он переживает о его здоровье не меньше. А женщина в такой ситуации обычно не обращает на своего мужчину никакого внимания, сосредоточившись полностью на больном ребенке.  Выдержать такое по силам лишь самым стойким отцам!

Поэтому, как бы ни было трудно, женщинам необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы их мужчина остался рядом с ними. Ведь если семья сохранится, всем будет от этого только лучше, потому что сообща справиться с любой бедой легче.

Да и дети, брошенные отцами, вынуждены всю жизнь жить с комплексом нелюбви, который чреват тяжелейшими последствиями.

Но, к сожалению, не все мамы понимают это. Многие спорят на консультациях, выражают недовольство, считая, что «Женщине самой психологически тяжело оправиться от стресса, рядом ребёнок, которому нужна её помощь. А ещё и мужчину нужно привести в чувства?».  Вас можно понять, это не просто, но в том-то всё и дело, что мама не должна брать на себя, на свои хрупкие плечи все трудности по уходу и реабилитации «особого ребёнка», а поделиться ответственностью с его отцом. Это сблизит семейную пару, поможет разделить их боль пополам и будет способствовать появлению у супруга отцовских чувств. Потому что, чем больше папа взаимодействует с ребёнком, чем чаще он гуляет с ним, купает, обнимает его, проводит с ним совместное время, тем малыш  ему дороже и ближе. Он начинает слышать потребности ребенка, ощущать и жалеть его слабость и боль. Одновременно он начинает чувствовать вашу слабость, боль, усталость и в нем возникает чувство жалости, сострадания и желание помочь, быть важной частью вашей жизни.

Мамочки, важно не потерять близость и контакт с вашей «второй половинкой», вашей поддержкой и опорой. Не бойтесь рассказывать вашему мужу о своих тревогах и переживаниях, интересоваться его чувствами и состоянием. Это поможет вам не отдалиться друг от друга. И самое важное – это значительно улучшит восстановление здоровья вашего «особенного ребенка».

Вспомните, дорогие читатели, женщину всегда считали «хранительницей семейного очага»,  в обязанности которой до сих пор входит создание уютной атмосферы в доме. 

Благодаря вмешательству природы женщина обладает большей выносливостью, терпением и умением создавать и поддерживать гармонию в отношениях.

Имея тесную связь с энергией Земли, именно прекрасная половина человечества обладает превосходной интуицией и возможностью предвидеть дальнейшее будущее. Еще с древнейших времен считалось, что все женщины по своей сути ведуньи. Владея силой мысли и слова, женщина способна реализовать все задуманное и сохранить семейный очаг.

Очень важно в ситуации безысходности и стресса не потерять основную сущность женского начала, ведь «хранительница очага» - это не просто посудомойщица, уборщица и кухарка. Это сильная женщина, которой подвластно отвернуть от своей семьи и своих близких все житейские невзгоды и беды. 

Мужчина – добытчик. Его энергия направлена на внешние достижения: построение успешной карьеры, обеспечение своей семьи всем необходимым, активную деятельность для достижения поставленных целей. Мужчина чувствует в себе потребность заботиться о семье, защищать, оберегать ее: от бедности, от внешней угрозы, от жизненных трудностей. Он придает своей семье достойный социальный статус. Принимает решения и берет ответственность за свою жену и детей.

Помните о своем предназначении. Старайтесь каждый день проявлять его в самых разных ситуациях. И поверьте: живя в гармонии со своей природой, вы гораздо большего добьетесь в жизни.

И ваш  избранный мужчина будет больше ощущать свою значимость, если вы не будете взваливать на свои плечи роль кормильца и защитника семьи. Доверьтесь мужчине, которого избрали спутником жизни, показывайте ему, что вы нуждаетесь в его помощи и поддержке, что вы не можете справиться без него.

Уважаемые мамочки, если вы чувствуете, что отец вашего малыша испытывает эмоциональный дискомфорт, уходит от разговора о своих переживаниях, не хочет рассказывать о своих чувствах и старается не поддерживать с вами разговор, не мучайте его расспросами и упрёками.  Просто попросите побыть рядом или воспользуйтесь  упражнениями, которые помогут вам найти общий язык и почувствовать общность друг друга:

«Диалог ладоней».

Подготовка. Вам потребуется 20-30 минут свободного времени.

Инструкция. Партнеры садятся друг напротив друга и закрывают глаза. Одновременно вы изучаете кисти друг друга: пальцы, ладони. Представьте, что вы впервые встретились с этим человеком, и вам о нем могут рассказать руки. Только руки! — все взаимодействие происходит без слов. Не торопитесь, поставьте себе задачу и попробуйте узнать, как можно больше:

Какой характер у этого человека?

Какое сейчас настроение?

Через что он прошёл, какова его история?

Открыт ли для контакта?

Какую боль в себе носит?

Как справляется с ней?

Какие его ресурсы вы чувствуете?

В чем они выражаются?

Чем вам хотелось бы поделиться с этим человеком?

Что вы могли бы брать у него?

Постарайтесь в завершении упражнения без слов, руками выразить своё отношение к нему. После этого расскажите о том, что вы узнали и почувствовали.

Анализ. Увы, отношения часто строятся на взаимных проекциях, иллюзорных ожиданиях, самообмане и невольном обмане партнёра. Это зыбкий фундамент, и построенные на нем отношения вскоре рушатся. «Диалог ладоней» позволяет снять с себя маску и увидеть без маски партнера, делает контакт глубинным.

«Слепой-поводырь»

 Подготовка. Распределите между собой роли: N1 и N2. Партнер N1 закрывает глаза и делает ладонь ковшом, он будет «слепцом». А N2 — «поводырь», ставит в центр его ладони указательный палец.

Инструкция. Точечный контакт усложняет задачу. Задача Поводыря — водить Слепца (упражнение можно делать в помещении или в парке), заботиться о нем, приятно удивлять, предлагая разную скорость движения, повороты. Задача Слепца – полностью довериться и следовать за партнером. Говорить нельзя, единственной точкой телесного контакта остаются ладонь и палец. Постарайтесь почувствовать телесные сигналы, идущие от партнера. Уделите этому взаимодействию 10-15 минут.

Анализ. После игры обсудите свой опыт. Расскажите партнеру честно: что вам понравилось во взаимодействии, а что — нет. Если вам больше нравится роль Поводыря, то вы стремитесь быть лидером в отношениях, контролировать. С одной стороны, вы умеете брать на себя ответственность, с другой — предпочитаете играть по своим правилам. Но за сильным контролем стоит недоверие к партнеру и небезопасность, что настораживает.

Предпочтение роли Слепого говорит о желании избежать ответственности, пассивности, вплоть до инфантильной позиции Жертвы. Плюс в том, что вы умеете довериться.

«Игра на музыкальном инструменте»

Из телесно-ориентированной психотерапии.

Подготовка. Вам понадобится музыкальная запись, под которую вы будете двигаться примерно 5-7 минут.

Инструкция. Один из партнёров встаёт с закрытыми глазами, второй начинает играть на нем, как на музыкальном инструменте. Естественно, все действия символические – можно поглаживать партнёра, похлопывать, прикасаться к нему, не причиняя дискомфорта. Взаимодействие происходит без слов и предварительных договоренностей, важен экспромт. Задача Музыканта — почувствовать желания Инструмента, помочь ему максимально раскрыться и «зазвучать». Задача Инструмента — довериться партнеру, почувствовать положительные эмоции, без слов обозначать свои желания или дискомфорт. Потом поменяйтесь ролями.

Анализ. Во время игры происходит сонастройка, увеличивается уровень доверия, эмпатии, снижается стремление к тотальному контролю. Когда вы завершите упражнение, поговорите о том, что было приятно, а что нет. Угадывал ли Музыкант желания Инструмента, заботился ли о нем? Мог ли Инструмент сообщать о своих желаниях, доверился ли Музыканту? Что можно сделать для того, чтобы опыт стал более приятным и разнообразным?

Если «музыка добрых отношений» возникнет, обе роли должны быть приятны. Если кому-то нравится быть только Инструментом, то он явно предпочитает в отношениях получать, а не отдавать, быть пассивным, не принимая ответственность. Предпочтение роли Музыканта говорит об излишнем контроле, гиперответственности, недоверии партнеру. Поэтому полезно побывать в обеих ролях.

Удачи Вам и вашим семьям!

Полезные сайты

Государственное бюджетное учреждение
здравоохранения Тверской области
«Клиническая детская больница №2»

170023, г. Тверь, ул. Ржевская, д. 4

E-mail: GDB-2@yandex.ru